Единая Государственная Автоматизированная Информационная Система,
предназначенная для государственного контроля над объемом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС)
I. Сроки подключения к ЕГАИС
Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка (далее – ФСРАР) установлены сроки внедрения ЕГАИС для отдельных видов деятельности:
Осуществляемый вид деятельности |
Фиксация в ЕГАИС |
Срок вступления |
Организации, осуществляющие производство пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи (более 300 тысяч декалитров в год и оснащенных основным технологическим оборудованием) |
В части отражения производства и оборота |
01.10.2015 |
Организации, осуществляющие производство пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи (менее 300 тысяч декалитров в год и оснащенных основным технологическим оборудованием) |
В части отражения оборота |
01.01.2016 |
Организации, осуществляющие закупку, хранение и поставку алкогольной и спиртосодержащей продукции |
В части отражения оборота |
01.01.2016 |
Организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях последующей розничной продажи такой продукции, должны обеспечивать прием и передачу информации об обороте такой продукции |
В части подтверждения факта закупки |
01.01.2016 |
Организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, кроме пива и пивных напитков, в городских поселениях |
В части подтверждения факта закупки |
01.01.2016 |
В части розничной продажи |
01.07.2016 |
|
Организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, кроме пива и пивных напитков, в сельских поселениях |
В части подтверждения факта закупки |
01.01.2016 |
В части розничной продажи |
01.07.2017 |
|
Организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере общественного питания с реализацией алкогольной продукции, в т.ч. пива (рестораны, бары, кафе, буфеты, бистро, закусочные, шашлычные, пабы, пиццерии, таверны, street food- «уличная еда», ОКВЭД: 55.30; 55.40; 55.51; 55.52 |
В части подтверждения факта закупки |
01.01.2016 |
II. Этапы подключения к ЕГАИС для розничной продажи алкогольной продукции (в т.ч. пива) и общественного питания
Для обеспечения подключения к ЕГАИС необходимо установить специальное программное обеспечение и приобрести оборудование:
Осуществляемый вид деятельности |
Необходимые оборудование, действия |
Кроме того, оборудование на кассе |
Организации, осуществляющие розничную продажу пива |
· компьютер с выходом в Интернет; · приобретение универсального транспортного модуля (УТМ) ЕГАИС; · установка специального программного обеспечения ЕГАИС (ПО ЕГАИС); · получение аппаратного криптоключа JaCarta со встроенным криптопровайдером PKI/ГОСТ; · получение квалифицированной электронной подписи для связи с серверами ЕГАИС |
|
Организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере общественного питания с реализацией алкогольной продукции, в т.ч. пива |
||
Организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, кроме пива |
· POS-терминал (касса), взаимодействующий с УТМ и оснащенный фискальным регистратором; · 2D-сканер |
III. Технические требования, предъявляемые к оборудованию:
1) компьютер:
– компьютерное обеспечение: 32-битный процессор с частотой от 2.0 ГГц и выше; ОЗУ от 2 ГБ; сетевой Ethernet контроллер, 100/1000 Mbps, разъем RJ45; жесткий диск объемом не менее 50 GB;
– программное обеспечение: ОС Windows 7 Starter и выше; общесистемное программное обеспечение Java 8 и выше;
2) УТМ ЕГАИС;
3) аппаратный криптоключ JaCarta со встроенным криптопровайдером PKI/ГОСТ;
4) квалифицированная электронная подпись для связи с серверами ЕГАИС;
5) 2D-сканер штриховых кодов PDF417 (для осуществления розничных продаж).
IV. Схема работы с ПО ЕГАИС
1. В части подтверждения факта закупки:
1) организация-производитель, импортер или оптовик продукции фиксирует в ЕГАИС расходные накладные. Объем отгруженной продукции резервируется на остатках отправителя в ЕГАИС;
2) организация-получатель продукции (организация розничной торговли) через собственную учетную систему либо иным способом посредством УТМ ЕГАИС получает все отправленные на него накладные;
3) в случае согласия принять продукцию, указанную в накладных, организация-получатель подтверждает получение. В случае обнаружения фактической недостачи продукции по сравнению с объемами, указанными в электронных накладных, если организация желает принять такую продукцию, формируется акт расхождений с исправленным количеством. Акт через УТМ попадает к отправителю продукции, при этом отправитель может согласиться с актом. В этом случае с остатка отправителя будет списан лишь согласованный с получателем объем. В случае несогласия отправителя с актом расхождений, он отменяет акт и тогда вся накладная отменяется и весь объем остается на остатках отправителя;
4) в случае обнаружения фактического избытка продукции по сравнению с объемами, оказанными в электронных накладных, если организация-получатель желает принять такую продукцию, она подтверждает накладную. На избыточное количество отправитель формирует дополнительную накладную;
5) в случае несогласия принять продукцию, указанную в накладных, организация-получатель отклоняет пришедшую накладную. Отклоненная продукция остается на остатках отправителя;
6) ФСРАР обрабатывает все поступающие документы и через УТМ возвращает в организации квитанции о фиксации данных в ЕГАИС.
2. В части розничной продажи:
1) покупатель приносит на кассу продукцию, среди которой есть алкоголь;
2) кассир считывает EAN товара;
3) при считывании EAN алкогольной продукции на экране кассы появляется запрос «Отсканируйте ШК марки»;
4) с помощью 2D-сканера кассир считывает штрих-код ФСМ/АМ;
5) при успешном считывании ШК ФСМ/АМ товар добавляется в чек, иначе продажа данного товара отменяется;
6) если весь товар внесен в чек, кассир нажимает кнопку «Итог»;
7) кассовое ПО генерирует xml-файл и отправляет его в ПО ЕГАИС (транспортный терминал);
8) транспортный терминал формирует квитанцию и возвращает ее в кассу;
9) происходит закрытие чека с печатью слипа алкогольной продукции.
V. Основные риски:
1. Без подключения к ЕГАИС принимать и законно продавать алкоголь будет нельзя.
2. За контрафактную продукцию и алкоголь с нечитаемыми штрих-кодами ответственность несут магазины. При продаже такого товара конечному потребителю ЕГАИС отправит сигнал в ФСРАР и магазину придется заплатить штраф.
3. При отсутствии Интернет-соединения программный модуль ЕГАИС может работать в офлайн-режиме только три дня. Если Интернет-соединение пропадет, за это время восстановить Интернет не получится, продажу алкоголя придется прекратить.
VI. Штрафы при отсутствии подключения к ЕГАИС.
С 1 января 2016 года все розничные продавцы алкогольной продукции не смогут на законных основаниях принять алкоголь. Нарушение установленного порядка учета грозит административным штрафом.
С 1 июля 2016 года продажа алкогольной продукции без подключения к ЕГАИС будет незаконной. Если в магазине нет возможности считать штрих-код с бутылки, отправить в ФСРАР для «одобрения», напечатать чек с QR-кодом, нельзя будет продать бутылку алкоголя.
В соответствии со ст.14.19 КоАП РФ за нарушение порядка фиксации сведений в ЕГАИС отчетности об объемах производства и оборота алкогольной продукции полагаются следующие штрафы:
• для должностных лиц (индивидуальных предпринимателей) – до 15 000 рублей;
• для юридических лиц – от 150 000 до 200 000 рублей.
До 1 июля 2016 года непередача организациями, осуществляющими производство и оборот пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях последующей розничной продажи такой продукции, информации об объеме производства и оборота такой продукции в ЕГАИС не может рассматриваться как нарушение установленного порядка учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Перечень организаций, занимающихся реализацией и установкой
УТМ и ПО ЕГАИС
№ |
Наименование организации |
Контактная информация |
1. |
ГК «Патрик», центр по продаже, техническому обслуживанию ККТ и автоматизации малого бизнеса |
ул. Сазонова, 64 24-52-71 24-52-83 25-05-01 |
2. |
ООО «АйПос», центр автоматизации торговли |
ул. Серова, 1В 97-20-15 |
3. |
ООО «АкваБайт», центр автоматизации |
пр-т Карла Маркса, 34А 51-14-34 38-04-43 89039270443 |
4. |
ООО «АллаН», центр технического обслуживания |
ул. Учебная, 199Б 30-25-55 |
5. |
ООО «АС Омск», торгово-сервисная компания |
ул. Пушкина 32 21-66-56 |
6. |
ООО «Бизнес-сервис 2000», торгово-транспортная компания |
ул. Волочаевская, 15, к. 1 38-69-66 |
7. |
ООО «БИТ Ключевой элемент» |
ул. Маршала Жукова, 72, к. 1 320-330 332-964 |
8. |
ООО «ВТИ СПЕКТР», торгово-сервисная фирма |
ул. Долгирева, 17 23-80-39 |
9. |
ООО «ИМСИСТЕМ», центр автоматизации торговли и бизнеса |
ул. 70 лет Октября, 24 48-80-30 |
10. |
ООО «Компания АльфаКом-сервис» |
ул. Декабристов, 45 37-79-02 |
11. |
ООО «Ока», торговая компания |
ул. Орджоникидзе, 145А 25-47-78 |
12. |
ООО «Примасофт» |
пр-т Карла Маркса, 18/22 39-50-80 39-62-40 |
13. |
ООО «СофтБизнес», центр автоматизации |
ул. Лермонтова, 63 59-49-52 8-904-326-54-72 |
14. |
ООО «ТехЦентр» |
ул. Маяковского 81/2 36-21-47 |
15. |
ООО «Фирма Ремтек» |
ул. Марченко, 6 41-92-35 |
16. |
ООО «ЦТО-Омск», торгово-сервисный центр |
ул. Ватутина, 11В 21-69-90 |
17. |
ООО «Элвис», торгово-сервисная компания |
ул. Орджоникидзе, 14 27-89-12 |