г.Омск, ул. Чапаева, 111
 +7(3812) 90-46-4426 ноября на базе регионального бизнес-инкубатора состоялась встреча молодых ученых с одним из известнейших предпринимателей Омска Виктором ШКУРЕНКО, директором одноименного торгового дома, развивающим проекты в сфере ритейла «Низкоцен», «Победа», Eurospar, «Дарим вкус». Омский научно-образовательный центр проводит такие мероприятия на постоянной основе с целью вдохновить энтузиастов на покорение новых вершин, а главное – научить взаимодействовать с потенциальными инвесторами, перенять их практическое мышление и трезвый подход к ведению своего дела.
ШКУРЕНКО и правда едва ли не идеальный кандидат на роль наставника. Только предприниматель с ходу признался, что еще ни разу не инвестировал в технологические стартапы, хотя к нему регулярно наведываются IT-самородки:
– Мне психологически сложно отделить инноваторство от экспериментаторства. Можно придумать классную идею, грамотно оформить презентацию и составить бизнес-план, который никогда не воплотится в жизнь. В Европе и особенно США уже состоялась инфраструктура, которая позволяет продвигать IT-проекты, а у нас она пока в зачаточном состоянии. В моей отрасли подобным уже занимается «Вкусвилл», сдвиг идет. Но для меня, как инвестора, важно, чтобы бизнес уже был действующим, у него должны быть устойчивые продажи. Готов вкладываться только в те предприятия, которые нуждаются в масштабировании, акселерации. Я инвестировал в Scuratov Coffee, когда в сети было шесть кофеен. Важны три составляющие: убедительная бизнес-модель, уже генерирующая доход, сформированная команда и харизматичный лидер с признаками пассионарности. Любой успешный бизнес вроде Starbucksстартовал с заемных денег, со средств родственников или других людей, верящих в изначальный замысел. Только раскрутившись, можно уже обращаться в фонды или к крупным инвесторам, ведь продвигать станут готовый продукт, а не идею.
ШКУРЕНКО подчеркнул, что за финансированием следует обращаться к игрокам отрасли, в рамках которой и родилась идея, предположим, к мастодонту вроде 1С. В Омске, с его слов, тоже хватает IT-инвесторов – Святослав КАПУСТИН, Иван ОРЕХОВ и другие. Предприниматель откровенно объяснил, что вкладывается только в профильные для себя проекты, например «Крестьянский двор». Логичным образом, считает он, с IT-продуктами логично идти к тем, кто занимается этим бизнесом профессионально, к тем, кто говорит с инноваторами на одном языке:
– Я не призван удовлетворить «экспериментаторский зуд». Мне хочется успеть масштабировать успешный бизнес на всю страну как можно быстрее, пока другие не занялись этим. Тренды не важны. Ко мне ведь не раз приходили и до и после Виктора СКУРАТОВА с предложениями вложиться в кофейни, но я выбрал его по причине наличия тех трех составляющих, которые я уже упоминал. Думаю, любой бизнесмен с деньгами поступил бы точно также, его преимущества были очевидны. Кстати, отмечу, что многие стартаперы недооценивают сложность и стоимость коммерциализации своего продукта.
Обсудили в том числе конкретные замыслы ребят. На счету НОЦ сейчас более 30 проектов, большую часть из которых поддерживают пока только вузы. На мероприятии студенты СИБАДИ представили идею автоматизированного робота-снегоуборщика, а Сибирского института бизнеса и информационных технологий — программное обеспечение для автоматизации документооборота, легальную «надстройку» для Word и Excel, сулящее солидную экономию времени при заполнении вводных данных.
Идею робота-снегоуборщика, управляемого с компьютера или смартфона, ШКУРЕНКО оценил достаточно высоко: это позволит сэкономить на кадрах, которых и так остро не хватает, а убирать территорию, например, завода или склада можно будет ночью или в другое условно нерабочее время. При себестоимости (без учета разработки) 400 тысяч рублей один такой агрегат, рассудил опытный предприниматель, можно вполне реализовать за миллион рублей. У студентов уже есть предварительные договоренности с Омским научно-исследовательским институтом приборостроения, который теоретически готов запустить массовое производство беспилотных снегоуборщиков. Инноваторы пока что заняты внедрением дополнительного генератора (сейчас машина действует на тяговых аккумуляторах), чтобы увеличить автономность оборудования и его обогрев. Как пояснили идеологи проекта, важный плюс использования их уборщика в том, что во время снегопада тот может проложить дорожку, чтобы работники предприятия не затаптывали снег, который позже приходится скалывать вручную, то есть лучше сохраняется покрытие. При этом встроенный искусственный интеллект позволяет машине не сталкиваться с объектами и людьми. Виктор Васильевич предположил, что представленным проектом наверняка заинтересуются производители и дистрибьютеры снегоуборочной техники. А бизнес наверняка захочет приобрести такие беспилотники – его торговый дом в том числе.
Второй проект – ПО-надстройку над продуктами Microsoft для автоматизации работы с документами с использованием формул, связей, QR-кодов, упрощающую создание контента для виртуальной обучающей среды Moodle (электронные книги, пособия) – ШКУРЕНКО также поддержал. Несмотря на риски проекта, связанные с наметившейся тенденцией внедрения отечественных аналогов известного программного обеспечения, предприниматель посчитал, что совсем отказаться от западных IT-продуктов у нас не получится, как бы государство ни стремилось идти по пути импортозамещения.
Тем не менее, на взгляд эксперта, молодежь должна изначально ориентироваться на мировой рынок, не зацикливаясь на реализации своего продукта внутри страны. По его словам, он – почти с тридцатилетним стажем предпринимательства – только сейчас выходит за рубеж с наборами для приготовления блюд японской кухни:
– Помешало советское мышление, я все-таки жил в закрытой стране. Берите пример с Ирландии, местные производители изначально думают, как продавать куда-нибудь в Бельгию, а не своим соотечественникам, коих всего несколько миллионов. Безусловно, должны быть специалисты, которые будут разбираться в документации, сертификации и прочем. Государство сейчас неплохо помогает экспортерам различными грантами, субсидиями.