г.Омск, ул. Чапаева, 111
 +7(3812) 90-46-44Выпускник бизнес-инкубатора Станислав Андреюк рассказывает, как мёд способен подсластить жизнь начинающего предпринимателя и как продавать его иностранцам.
– Когда и как появилась идея создания бизнеса? Какие были первые шаги, с чего вы начали?
– Я очень долго учился ведению бизнеса, работал в крупных компаниях на управляющих должностях, но всегда хотел заниматься чем-то для себя. Наверное, это и заставило меня и мою семью покинуть многообещающую Москву и вернуться в родной Омск.
И я решил, что это и есть тот самый шанс для начала нового, настоящего, для реализации себя. Так появилась моё первое дело – пасека «Сибири | Мёдведь». Было трудно перестраиваться из «белого воротничка» в пасечника, но когда собрали первый урожай, я был счастлив. Это меня ещё раз убедило в том, что я пошёл правильным путём.
– Что вы производили? Какие были первые заказы?
– Отработав сезон и получив первые результаты труда в виде мёда, забруса и воска (из которых делаются свечи), я столкнулся с вопросом реализации. В чём это всё продавать? Так и появилось второе направление – «Мастерская подарков | Медоград». Всё-таки красивой продукции – красивая упаковка.
Поиск производителей деревянных боксов в Омске не дал результатов – не устраивали или цена, или качество. И я принял решение приобрести станок лазерной резки и гравировки. В общем, развивать столярное направление под брендом «Столярная мастерская | Древомск».
Таким образом, за год-полтора появился такой масштабный проект, состоящий из нескольких взаимосвязанных направлений.
– Немного предыстории. А почему именно мёд?
– Думая о том, чем заниматься, пересмотрел и перечитал очень много информации о всевозможных видах бизнеса. И меня впечатлил опыт одних пчеловодов из Подмосковья, которые за 3–4 года из пасеки в несколько ульев развились в хозяйство с 500 пчелосемьями. Мне захотелось попробовать себя в чём-то новом, в том, чего ранее не касался. Признаюсь, сначала у меня сложилось обманчивое впечатление о лёгкости и мгновенной успешности этого вида бизнеса… Ну а всё-таки решающим фактором, опустившим чашу весов в пользу своей пасеки, стало знакомство с Евгением. Он занимался пчеловодством уже несколько лет. Решили, что я буду помощником на его пасеке, но при этом я беру на себя продажу – спасибо столице за хороший опыт.
– Дерево, сталь, мёд…Что привлекает больше? И что сейчас вы готовы предложить покупателю?
– На сегодняшний момент весь фокус внимания полностью на лазерной резке и гравировке. Из дерева (берёзовой фанеры) производим фотоальбомы, рамки, блокноты, детские метрики, часы, вывески, упаковку. Как, например, наши подарочные наборы с чаем, фруктовыми чипсами, мёдом и орехами, свечи в подарочных коробках… Это совместный проект омских мастеров. Этот проект был взят как бизнес-план для получения в пользование помещения на льготных условиях. С этим же проектом в конкурсе «Лучший социальный проект года 2020» я вышел в финал, в номинации «Лучший социальный проект в сфере развития городских и сельских территорий». Этот проект начинался изначально как гастрономический подарочный набор, но в скором времени появилась идея о привлечении в этот проект мастеров из Омской области. На одном месте не стоим, постоянно внедряем что-то новое, будь то материалы или новые товарные позиции.
– Знают ли о вас в России? Или пока только клиенты из нашего региона? Что продаёте на внутреннем рынке?
– Сейчас мы работаем в направлении выхода на рынок России и мира в целом. Заказы из других регионов страны, конечно, поступают, но пока их значительно меньше, чем из Омска. Ассортимент продукции по России и по Омску будет одинаковым. А вот по миру будем выбирать позиции: всё-таки доставка стоит уже других денег, и нужно будет учитывать и размеры, и вес готового изделия. Необходимость развития экспорта, конечно, чувствуем. Так что работу с иностранными торговыми площадками ставим в приоритет работы на 2021 год.
– Станислав, когда и с чего началось ваше сотрудничество с Центром поддержки экспорта Омской области?
– Знакомство началось как раз во время коронавируса. О Центре поддержки экспорта узнал от предпринимателей. Посетил несколько семинаров, где рассказали об основах и разнообразии бизнеса. Рассказали о возможностях. О таких, которых я даже не знал. Как омичу выйти на крупнейшую торговую площадку, узнал на форуме «День маркетплейсов». Там же рассказали о возможности открыть магазин на одной из крупнейших торговых площадок за счёт субсидирования от Центра поддержки экспорта Омской области. Я подал заявку на открытие магазина на площадке Aliexpress. Промах. Не получилось. А вот на eBay я и получил одобрение. За эту встречу и сотрудничество благодарю! Мне помогли открыть бизнес-аккаунт с возможностью размещения до 50 товарных позиций на начальном этапе. Необъяснимо, но факт!
– В каких проектах/мероприятиях принимали участие?
– Однажды в конкурсе «Омский сувенир 2018» занял второе место с одним из своих изделий в номинации «Идея сувенира». В прошлом году мы совместно с организацией «Учёный кот» начали проводить детские мастер-классы в столярной мастерской, на которых я вместе с группой детей (от 7 до 12 лет) в количестве от 6 до 10 человек изготавливали небольшие изделия из дерева в действующей столярной мастерской. Зимой этого года изготовили арт-объект «Мамонт» для Зимнего Любинского.
– Расскажите о площадке eBay. Какие ресурсы пришлось затратить? Стоит того?
– Я переоценил свои возможности и почему-то думал, что могу всё вытянуть один: и соцсети, и сайт, и мобильное приложение. А ещё и различные торговые площадки, производство, закупки, бухгалтерию, обучение, мастер-классы, пасеку... И это ещё я говорю только о работе, у меня ещё семья с сыновьями четырёх и семи лет.
Думал, магазин eBay спасёт мои продажи и сам по себе начнёт продавать. Так, наверное, думают многие. Ошибочно! Оказалось, всё совсем иначе: любым каналом продаж нужно управлять, чтобы управлять – нужны знания, чтобы были знания – нужно время на изучение. Это я тоже узнал только на практике, когда сам окунулся в бизнес. Магазин на eBay планирую развивать, мне нравится этот канал сбыта. Думаю, за ним большой потенциал, тем более, наши изделия пользуются хорошим спросом.
– Кстати, о спросе. Какой была самая необычная, дальняя или, может, интересная поставка/заказ?
– На сегодняшний момент самая дальняя поставка была в США (наборы свечей), заказы были как раз с площадки eBay.
– С какими сложностями и курьёзами сталкиваетесь на рынках?
– Самый главный, на мой взгляд, курьёз заключается в том, что многие производители (мастера) не считают экономическую составляющую проекта. Это хорошо прослеживается на нашем рынке, на иностранных рынках я такого не наблюдаю. Как правило, человек начинает работать самостоятельно и несёт минимум затрат на аренду помещения, найм сотрудников, уплату налогов, качество материалов и прочее. А эти все составляющие должны учитываться в стоимости готового изделия. Вот и получается, что человек вроде занят делом, а свободных денег нет даже на ремонт. Лично я прошёл этот путь от непонимания, как и из чего складывается стоимость, до строгого формирования цены готового изделия.
– Защищена ли ваша торговая марка за рубежом? И в чём ваше конкурентное преимущество?
– На сегодняшний момент она не защищена. Тем не менее коронавирус показал, что в этом виде бизнеса есть возможность диверсификации производства. А вот своим конкурентным преимуществом я бы назвал наличие собственных запасов воска и столярное производство. Это даёт мне возможность в короткие сроки изготавливать индивидуальные подарочные наборы.
– Какие планы в части развития компании (в том числе экспорта) на ближайшие 2–3 года?
– Основные планы связаны, конечно, с реализацией своих товаров в интернете. Нужно начать грамотное ведение сайта и социальных сетей. Планирую и выход в онлайн-торговлю на площадке Etsy и, разумеется, продолжение работы с eBay. Уверен, что Центр поддержки экспорта и дальше окажет содействие.
– Станислав, повлияла ли пандемия на привычный ход ведения бизнеса? Как это было?
– Повлияла, конечно, и очень существенно. В планах было развитие столярного направления и дальнейшее расширение в области детских практических курсов и мастер-классов по работе с деревом и инструментом для деревообработки. Для этого я прошёл обучение в Центре инноваций социальной сферы Омска по социальному предпринимательству. Но планам не суждено было сбыться из-за пандемии. Работа с детьми у меня остановилась полностью, продажи на производстве упали до нуля. Из-за всеобщего локдауна пострадало и моё производство.
Плюс ко всему все пчелиные семьи, которые у нас ушли в зиму, не выжили. В результате встал вопрос: заниматься пасекой дальше, покупая новых пчёл, либо вкладываться в переезд производства. От пасеки я отказался и перепрофилировал своё дело. Мы стали выпускать изделия не для сегмента b2b, а для b2c. В целом год выдался очень насыщенным на события, в которых приходилось ориентироваться по ходу действия. При этом зачастую отказываясь от всех своих планов и наработок в пользу чего-то нового и неизвестного.
– Станислав, есть ли какие-то пожелания/предложения к Центру поддержки экспорта Омской области или к федеральным структурам в части регулирования экспорта?
– Омскому Центру поддержки экспорта хочу пожелать дальнейшей продуктивной работы. Они делают большое дело, организуя семинары по экспортной торговле. Тем самым Центр даёт возможность многим производителям открыть для себя новые рынки сбыта, которые по тем или иным причинам казались для них сложными и недоступными. Я – тот самый пример омича, который смог устроить свой бизнес в родном городе. Столица – не всегда залог успеха.